Как было бы здорово, если бы прогрессивные идеи так же быстро становились контагиозными, то есть заразными, как и некоторые вирусы… К счастью, некоторые страны уже попали в инфицированную группу под названием «биоориентированные» или «пластик-ненавистники», так что будьте наготове – этот вирус идёт и к нам!
Новости о том, что в различных местах нашей планеты всё чаще запрещают использовать изделия из пластика, разлетаются по всему миру. Власти разных государств наконец-то взяли под контроль проблему загрязнения окружающей среды, полностью запрещая использование пластика либо ставя под запрет отдельные его виды. Изучив материалы Greenpeace, а также опираясь на наши личные наблюдения, спешим рассказать вам о семи вдохновляющих примерах таких запретов, хотя их в мире, к нашей большой радости, конечно, уже гораздо больше.
Всего через три года Франция станет первой страной в мире, которая полностью откажется от выпуска и использования одноразовой посуды из пластика. Закон об отказе от пластика поможет сократить загрязнение природы и уменьшит энергозатраты на переработку отходов из из него.
Согласно принятому закону, к 2020 году одноразовая посуда во Франции должна состоять не менее чем на 50% из натуральных материалов, а ещё через 5 лет (к 2025 году) — не менее чем на 60%.
Постепенный отказ от пластика позволит производителям одноразовой посуды за оставшиеся 3 года утилизировать свою продукцию и перейти на производство «зелёной» тары из биоматериалов, которые не загрязняют среду и разлагаются в почве. Что касается магазинов, которые уже закупили пластиковую продукцию, — что ж, им придется продать остатки своих запасов.
С января 2017 года во Франции запрещено использование полиэтиленовых пакетов, которые являются огромной проблемой и так же, как и одноразовая посуда, существенно загрязняют окружающую среду. Многие компании, выпускающие упаковку, уже сейчас переориентируют свое производство на создание экологически чистых пакетов: в их состав входит лишь небольшая доля пластика, а прочность достигается за счёт его комбинации с кукурузным или картофельным крахмалом.
В марте 2016 года в индийском штате Карнатака полностью запретили пластик. Сейчас все розничные или оптовые магазины не имеют права продавать и использовать пластиковые пакеты, тарелки, стаканы, ложки, пищевую плёнку и другие изделия. За четыре месяца после введения запрета из столицы штата Бангалоры изъяли 39 тонн запрещённого пластика.
Масштабы загрязнения окружающей среды в Индии достигают своего апогея. Власти с признали, что загрязнение пластиком является бомбой замедленного действия для страны.
Компания «Envigreen Biotech India Private Ltd» — новатор в производстве 100% биоразлагаемого заменителя пластика. Идея зародилась ещё в 2012 году при поддержке учёных и экологов, а осуществилась спустя 5 лет. Envigreen это не просто бренд, а зелёная технология. Все изделия Envigreen произведены из натурального крахмала, производных растительных масел и отходов растений. В составе продукции Envigreen абсолютно нет пластика. По заявлению производителя, новый материал – это 100% органика, 100% биоразлагаемость, 100% безвредность для окружающей среды. Утилизировать пакеты Envigreen можно по-разному: сжечь, вскипятить в воде или даже съесть.
Данные подтверждены тестами, которые проводились совместно с Советом по борьбе с загрязнением штата Карнатака, Центральным институтом пластической инженерии, филиалом немецкой экспертной компании TÜV SÜD в Южной Азии.
В 2003 году первым австралийским городом, отказавшимся от пластика, был Колс Бэй. А с 1 ноября 2011 года в Южной Австралии и Тасмании государственная организация АСТ запретила продавать и использовать одноразовые пластиковые пакеты, произведённые из полиэтилена толщиной менее 35 микрон. Власти призвали граждан приносить с собой в супермаркеты собственные пакеты многоразового использования, отказавшись от привычки покупать одноразовые.
Чтобы не вызвать недовольство местного населения, в США запрет на упаковку из полиэтилена и местные власти вводили постепенно. В 2007 году Сан-Франциско стал первым городом в США, где запретили использование пластиковых пакетов. А в 2014 году там ввели запрет на использование пластиковых бутылок в государственных учреждениях. C прошлого года в городе также не найти пенополистирол, поскольку этот вид пластика с трудом поддаётся переработке. Такой же запрет достаточно давно действует в Лос-Анджелесе и Портленде.
В июле 2015 года в столице штата Гавайи Гонолулу запретили пластиковые пакеты (с небольшим исключением, например, для медицинских учреждений). Закон приняли благодаря инициативе местных общественных организаций.
В европейских странах борьбу начали с того, что запретили супермаркетам раздавать пакеты бесплатно. Цены и налоги на них сделали неслыханно высокими, и это почти сразу дало эффект: так, например, после того, как Ирландия ввела налог в 22 евроцента, использование пластиковых пакетов в стране упало более, чем на 90%. Средства, вырученные ирландским правительством от «налога на пластиковые пакеты», передаются в Фонд окружающей среды для финансирования экологических проектов. Борются с неразлагаемой упаковкой посредством повышения цен на неё или полного запрета и в соседней Великобритании, а также в Германии, Италии и других европейских странах. Магазины там предлагают покупателям сумки из ткани (эко-сумки), пакеты из бумаги или из материалов, которые поддаются переработке.
В 2011 году в Эфиопии запретили производить и закупать из других стран неразлагаемые пластиковые пакеты. Одновременно с этим запретом Эфиопия решила развивать проекты по использованию ветряной и геотермальной энергетики. Все эти инициативы реализуются в рамках «Стратегии зелёного роста Эфиопии».
Страны, вступившие в борьбу с проблемой утилизации отходов, не могут просто ждать, пока каждый производитель самостоятельно сделает свой выбор между экологичностью и себестоимостью. В основном, этим объясняется причина поддержки и продвижения концепции создания мандата экологической безопасности среди многих стран. Последний пример - Сингапур, чьё Национальное Агентство по защите Окружающей среды National Environment Agency (NEA) уже объявило, что в ближайшем будущем будет выпущено новое требование по экологичности упаковки для любых производителей и поставщиков, работающих на территории страны.
Концепция данного распоряжения была создана после обнародования результатов исследования, в котором пришли к выводу, что простое закапывание и хранение мусора исчерпает доступные площади Сингапура к 2045 году. Объективная реальность не оставила правительству Сингапура выбора, кроме как поставить цель — стать полностью безотходной нацией.
Серьёзной проблемой для международных компаний, заинтересованных в работе с Сингапуром, является ограниченная информация о новом распоряжении. Мандат по-прежнему разрабатывается, и никто точно не знает, в чём будут заключаться новые ограничения. Достижение статуса безотходной нации — благородная цель, которая подразумевает, что новые правила будут осмысленными, но радикальными. Очевидно, что использование полностью разлагаемых и восстанавливаемых материалов — наиболее эффективный способ остановить распространение загрязнения. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что, скорее всего, поправки будут ориентированы на продвижение перерабатываемых материалов и технологий. Вероятнее всего, новое распоряжение запретит использование ламинированных плёнок, поливинилхлорида, пенополистирола, а также других сложных для повторного применения упаковочных материалов. Материалы, которые очевидно должны сохранить разрешение к использованию по новой директиве — алюминий, стекло, картон и бумага. Однако конкретные виды восстанавливаемого материала, допущенные к использованию, будут полностью зависеть от утверждённого способа переработки и его эффективности. Не стоит рассчитывать, что каждый материал, допустимый к повторному использованию, однозначно окажется в списке разрешённых и одобренных в Сингапуре.
Существует огромная вероятность, что Сингапур будет регулировать восстанавливаемую упаковку по множеству доступных характеристик, включая используемые материалы, размеры, вес и объём. Данные параметры должны быть уже известны дальновидным компаниям, так как стандартизированная упаковка единого размера для обеспечения оптимизации процессов переработки может рассматриваться как отправная точка в движении в сторону экологичности.
Сингапур справедливо обладает репутацией одного из самых бизнес-дружелюбных государств в мире и известен тотальным контролем за выполнением своих законов, а также крайне низким уровнем коррупции. Нет никаких сомнений, что работа мандата на упаковку будет не менее эффективной. Производители могут рассчитывать, что правила будут контролироваться оперативно и чётко, но без малейшего пространства для обсуждения и манёвра.
Процесс распространения товаров по территории Сингапура после вступления в силу нового мандата должен быть знаком международным компаниям, осуществляющим коммерческую деятельность в Европейском Союзе. Власти, вероятнее всего, запросят списки всех материалов, произведённых внутри, а также ввезённых в страну. Если какой-то невосстанавливаемый материал будет разрешён к использованию, стоит ожидать введения дополнительного акцизного налога при ввозе. Любые виды упаковки, содержащие запрещённые материалы, будут почти наверняка полностью отклонены, исключая возможность их продажи на территории Сингапура.
Уже продолжительное время ключевыми странами ведётся дискуссия по продвижению системы поддержки экологичности упаковки, основанной на наложении штрафов за сброс невосстанавливаемого материала непосредственно на конечного потребителя продукта. Данная система должна использовать капиталистические поведенческие особенности покупателя, чтобы продвинуть экологически чистую упаковку по всей цепочке поставок вплоть до розничного покупателя за счёт того, что клиенты сами будут отказываться заказывать товары, за которые им нужно будет платить дополнительные сборы за утилизацию. Возможно, что Сингапур используют похожую версию, чтобы убедить покупателей поддержать указанные потоки восстанавливаемого материала, как дополнительную меру к основным прямым ограничениям на производителей и импортёров. Проблема заполнения земли отходами слишком серьёзна и велика для Сингапура, чтобы возложить её только на плечи производителей, необходимо использовать все доступные возможности. Чиновники отлично понимают, что средства, полученные за штрафы и ограничения, вне зависимости от их количества, не принесут новых площадей для хранения мусора.
Важнейшее решение перед производителями, сразу после начала действия распоряжения, — по какой форме соблюдать требования в своей цепочке поставок. У компаний-импортёров будет на выбор три основных пути: полностью изменить упаковку и процессы, чтобы соответствовать сингапурским требованиям; разработать упаковку и процессы специально под сингапурский рынок или оставить текущие виды для остальных рынков, покинув сингапурский.
Управление упаковочными стандартами для кардинально разных рынков вынуждает использовать разные методы для цепочек поставок. Разница подходов способна привести к существенному удорожанию, в сравнении с единым стандартом, утверждённым и используемым для разных рынков. Многие международные компании, заинтересованные в продолжении продаж на сингапурском рынке, обнаружат, что наиболее эффективным решением по оптимизации общей себестоимости своих товаров будет выполнить требования Сингапура для всей продукции, распространяемой на рынке всей Юго-Восточной Азии.
Приходящие изменения интересны, так как показывают, как Сингапурский мандат и ограничения в упаковке воспринимаются многими локальными, региональными и национальными производителями, которые обслуживают разные рынки по всей планете. Понимание общей цели и совместная масштабная работав условиях ограничений облегчает процесс, так как компании при наличии доступа к информации, а также имея пример решения аналогичных задач в других регионах, - получают дополнительную поддержку и возможность адаптироваться к происходящим изменениям. Дальновидным компаниям, продающим свою продукцию в Сингапуре, уже сейчас следует начать сбор и проработку информации, а также произвести ориентировочные стоимостные расчеты для вероятных ограничений. На данный момент это лучшее, что можно сделать для подготовки к последующим действиям. После того, как новое постановление будет выпущено, NEA обеспечит участников рынка достаточным количеством времени для его изучения и отклика. Но предварительный сбор данных и расчёты, проработанные заранее, помогут производителям снизить риски, а возможно, и избежать серьёзных потерь, когда изменения в виде новых пошлин и налогов, а также запретов на ввоз, начнут происходить.
Лучше сразу оказаться на одной волне с этим приближающимся резонансным распоряжением, чем оставшись позади, карабкаться в попытках догнать изменения, которые уже начнут происходить, — такие мысли одолевают всех и каждого, кто связан с производством или использованием упаковки.
Экологическая ответственность долгое время является заботой профессионалов в области упаковки, но реальность для большинства производителей такова, что крайне сложно делать ставку на годные для повторного использования экологически чистые материалы до тех пор, пока решение об их использовании влечет за собой существенное увеличение себестоимости и уменьшение прибыли. Прямой экономический подход показывает экологически чистую упаковку исключительно в свете дополнительных и вроде бы необязательных издержек. Переход к использованию экологической упаковки подразумевает использование более дорогого сырья, изменения технологических процессов и цепочек поставки, а также активного внедрения затратной реверсивной логистики. Кроме того, отделы маркетинга потребителей упаковки также часто непоколебимы в своих намерениях продвигать яркую премиум-упаковку, произведённую с добавлением барьерных или декоративных слоёв, которые часто не совместимы с термином «экологичность».
К сожалению, на сегодняшний день перспективы экологической упаковки в России среди ключевых игроков отраслей воспринимаются исключительно как нечто лишнее и не обязательное. На лицо – конфликт интересов: представители власти и потребители максимально заинтересованы в использовании восстанавливаемых материалов, в то время как производители ограничены необходимостью выпускать рентабельную продукцию и всеми способами сопротивляются повышению себестоимости по всем этапам цепочки поставок, вызванных требованиями внедрения экологичности. Это объясняет тезис, что лучший способ для продвижения экологической упаковки — поддержать производителя гарантией сохранения его дельты прибыли — задание, которое может быть сложным или даже не выполнимым для многих компаний.
Радует, что на данный момент в России уже есть компании, преодолевшие «экономический» барьер и экологически ответственно подходящие к своей деятельности. Среди них, например, и крупные вендинговые операторы, которые полностью отказались от использования пластиковых стаканчиков в пользу экологичного бумажного стаканчика, в том числе произведённого из биоразлагаемого или перерабатываемого сырья.
А руководство компании "Х" (пока будем называть её именно так), пожелавшая временно оставаться инкогнито, решило пойти ещё дальше, полностью отказавшись от пластиковых расходных материалов! Скажете, это невозможно?! Разве есть альтернатива, например, пластиковым размешивателям? Конечно, есть! И компания "Х" приступила к тестированию размешивателей из дерева. Пожелаем первопроходцам удачи!
В заключение хочется заметить, что современный человек, воспитанный в обществе потребления, сам отравляет свой дом под названием Земля. Так давайте тоже последуем примеру «инфицированных» стран, и, заражённые этой общей идеей, вместе мы сможем защитить нашу планету от самих себя.