Современную жизнь уже не представить без автоматизированных систем самообслуживания. Смарт-кассы, терминалы, вендинговые автоматы сейчас есть в каждой крупной торговой сети мира.
Это заметно облегчает жизнь и позволяет потребителям быстрее получить товар или услугу. Например, в Японии и Китае в вендинговых аппаратах можно не просто купить товар, но и проконсультироваться с врачом или даже сделать маникюр. В нашей стране автоматы в основном предлагают снэки и напитки, лидер этого направления, конечно, кофе.
Российский вендинг следит за мировыми тенденциями. Главная из которых – технологичность. Большинство аппаратов уже оснащено телеметрией, устройствами для безналичных платежей.
Если говорить о кофейном вендинге, то еще одной тенденцией, которая пришла к нам с Запада стал формат Coffee to Go. Он более выгоден для вендора (приносит выручку на 25-50% больше обычного) и удобен для потребителя. Основоположником формата «кофе на вынос» стал мировой кофейный лидер – Starbucks.
В России предпочтение этому формату отдает основная вендинговая аудитория – молодые люди 20-35 лет, живущие в ритме большого города.
Для «Coffee to Go» характерна «премиумизация» продукта, поэтому вендоры переходят с растворимого на молотый кофе и стремятся к выбору надежных и безопасных расходников, в первую очередь, стаканов. Важно, чтобы они надолго сохраняли напиток горячим, их удобно было держать в руках и не обжигаться. Кроме того стаканчики должны обеспечивать бесперебойную работу автомата.
Именно такие стаканчики выпускает ведущий производитель бумажной посуды - Формация. Они выполнены из высококачественного и экологически чистого финского картона. Скрутка производится без использования клея, методом высокого термического воздействия, а краски для печати исключительно на водной основе. Поэтому при нагревании стаканчик не выделяет посторонних запахов и не искажает вкус напитка. У них хорошие технические характеристики - «стабильное» горло и оптимальная жесткость, при выдаче стаканы не деформируются, а также не протекают при использовании. Они не зависают в автомате и легко отделяются друг от друга.
Дизайнеры Формации уделили особое внимание внешнему виду продукции – стаканчики яркие, динамичные и очень привлекают любителей фото с «Coffee to Go».
За последние два года российский вендинг заметно вырос. Все больше предпринимателей понимают, насколько привлекательным может быть вендинговый бизнес, несмотря на то, что выручка с автомата меньше, чем с торговой точки. Учитываются меньшие затраты на обслуживание и аренду площади - это делает его окупаемость более быстрой и открывает больше возможностей для развития бизнеса.
Также наблюдается рост продаж нового оборудования, в том числе автоматов российского производства (их количество теперь составляет 35%). Это неудивительно – комплектующие у российских автоматов доступны по более низким ценам, они адаптированы под российские условия (созданы специальные морозо- и вандалоустойчивые модели автоматов). Кроме того, они становятся все более продвинутыми и удобными для пользования.
По данным Европейской вендинговой Ассоциации (European Vending & Coffee Service Association) от 2018 года, Россия занимает 7-е место по количеству вендинговых машин и входит в топ-7 европейского рынка по годовому обороту (1,26 млрд. евро на конец 2018 года). Примечателен факт, что у российских автоматов выручка больше, нежели у европейских. Это обусловлено их меньшим количеством и лучшим расположением в общественных местах. Рост на российском вендинговом рынке также связывают с ростом платежеспособности и мобильности населения. Около 20% всех вендинговых автоматов страны расположены в столицах - Москве и Петербурге.
Сейчас все больше вендоров в России начинают говорить об умном вендинге или Smart Vending. Это автоматы, которые имеют подключение к интернету и облачным ресурсам. Они оснащены различными датчиками, собирающими статистику о предпочтениях клиентов. Аналитики говорят о том, что рынок «умных торговых автоматов» до 2025 года вырастет до 1,54 миллиарда долларов.
Особым спросом умный вендинг пользуется в высокотехнологичных странах: США, Японии, Китае и некоторых странах Европы. Smart Vending особенно популярен в учебных заведениях (22% всего рынка), аэропортах и ж/д вокзалах (20% и 19% соответственно). Развиваются все новые инструменты digital взаимодействия с потребителем (приложения, touchscreen интерфейсы и прочее). Amazon уже тестирует бесконтактные автоматы.
Учитывая темпы роста российского вендинга, технология smart vending станет массовой в России в самое ближайшее время.